В контексте импровизации стоит придерживаться оруэлловского принципа: все ноты в гамме равны, но некоторые более равны, чем другие. Несмотря на то, что все ноты мажорной гаммы технически правильные, некоторые могут звучать более уверенно, чем другие. Думаю, их можно выстроить в некую иерархию. Если взять в качестве примера До-мажорную гамму сыгранную поверх аккорда C, то вы, наверняка, согласитесь со следующим:
- Тоника (До) звучит стабильнее всех остальных нот.
- Терция и квинта (Ми и Соль) звучат хорошо. Конечно, не как тоника, но как бы то ни было, эти ноты есть в аккорде; будем называть их аккордовые звуки.
- Секунда, секста и септима (Ре, Ля и Соль) менее стабильны, но они добавляют красочности и разбавляют монотонность однообразной игры 1, 3 и 5 ступеней.
- Кварта звучит почти не правильно, если слишком надолго задержаться на ней; это объясняется тем, что она находится всего в полутоне от терции, устойчивой ноты. Джазисты называют кварту в подобном контексте нотой которую нужно избегать.
- Для полноты картины я добавлю, что остальные пять нот (т.е. те, которых нет в мажорной гамме) звучат наименее уместно.
Как на практике применять эти знания об иерархии нот? Я не призываю вас избегать тех или иных нот только потому, что они не ложатся на аккорд, который вы обыгрываете, но наилучших музыкальных результатов можно достичь, если выделять аккордовые звуки, используя их в определённых местах в лике: акцентированные ноты, длительные ноты, первая и последняя нота в каждой фразе, ноты, выпадающие на сильные доли такта и так далее. Менее устойчивые ноты обычно используют уже при работе с этим каркасом, для того, чтобы заполнить пробелы. Лики, которые состоят только из аккордовых звуков, звучат очень мелодично и стройно, но через некоторое время становятся предсказуемы, добавив другие ноты гаммы, их можно сделать интереснее.