Минорная пентатоника

Пройденные темы:

Осознаёте вы это или нет, но вы уже знаете минорную пентатонику. Она строится с тоники на базе следующего шаблона тонов и полутонов:

Т1/2  Т  Т  Т1/2  Т

Таким образом, пентатоника состоит из пяти нот на октаву, отсюда и название. В тональности Ля минор ноты можно записать так:

1  3  4  5  7 (Ля  До  Ре  Ми  Соль)

Многие из распространённых блюзовых и рок ликов состоят из этих пяти нот. Взгляните на Примеры 1 и 2.

В Примере 1 показаны ноты Ля-минорной пентатоники, а в Примере 2 эта информация разбита на удобные аппликатуры, которые подходят для любой тональности (как обычно я выделил тонику).

Пример 1

Минорная пентатоника

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень немногим все пять. Почему? Чтобы понять попробуйте отыскать минорные формы CAGED спрятанные в каждой аппликатуре. Думаю, вы заметите следующие:

Позиция 1 = Форма Em
Позиция 2 = Форма Dm
Позиция 3 = Форма Cm
Позиция 4 = Форма Am
Позиция 5 = Форма Gm

Похоже, что первая позиция в любимчиках потому, что основывается на формах аккордов, которые мы знаем лучше всего! Есть старая поговорка, что «у дьявола все лучшие мелодии» – перефразируя её можно сказать, что в первой позиции все лучшие блюзовые лики; ну, или если не все, то большинство классических. За второе место, далеко позади, борются 2 и 4 позиции. Но, не смотря на это, ключ к расширению вашего словаря – это овладение всеми аппликатурами, а изучение всех форм аккордов, скрывающихся в каждой гамме, поможет вам находить их в разных тональностях, не говоря уже о том, что укажет вам на самые «вкусные» ноты (т.е. аккордовые звуки).

Важно заметить, что иногда вам нужно будет найти более чем один набор аккордовых звуков в гамме. Это звучит странно, но подумайте, например, о Ля-минорном блюзе на базе бессмертной последовательности I – IV – V. Вы можете обыграть всю последовательность, используя только ноты Ля-минорной пентатоники – и, конечно же, многие из ваших любимых гитаристов так и делают – но ноты которые хорошо ложатся на аккорд не обязательно хорошо лягут на остальные два. Посмотрим на это так:

  • Аккорд Ля минор содержит ноты Ля, До и Ми
  • Аккорд Ре минор содержит ноты Ре, Фа и Ля
  • Аккорд Ми минор содержит ноты Ми, Соль и Си

Поскольку в Ля-минорной пентатонике нет нот Си или Фа, то когда вы используете гамму, играя под аккорды Ре минор и Ми минор, в вашем распоряжении находятся только два аккордовых звука, которые не полностью совпадают с аккордовыми звуками, подходящими под Ля минор.

Многие гитаристы вполне успешно сортируют эти ноты на слух – блуждая по гамме, они различают какие ноты «подходят» под разные аккорды и инстинктивно делают на них акцент. Даже если вы считаете, что вы именно такой гитарист, то вам всё равно будет полезно понимать принципы, на которых всё это строится, чтобы суметь применить их в менее знакомой музыкальной ситуации.

Конечно, вы можете предпочесть использовать разные пентатонические гаммы под разные аккорды, чтобы обыгрывать прогрессию немного более правильно. Если вы пойдёте этим путём, то сложность будет в том, чтобы согласовать аппликатуры различных гамм в одной части грифа. Если конкретнее, то вы можете сгруппировать их вот так:

Am Dm Em
Позиция 1 (Em) Позиция 4 (Am) Позиция 3 (Cm)
Позиция 2 (Dm) Позиция 5 (Gm) Позиция 4 (Am)
Позиция 3 (Cm) Позиция 1 (Em) Позиция 5 (Gm)
Позиция 4 (Am) Позиция 2 (Dm) Позиция 1 (Em)
Позиция 5 (Gm) Позиция 3 (Cm) Позиция 2 (Dm)

Попробуйте каждую строку по очереди из вышеприведённой таблицы. Проще всего запомнить её, если освоиться с формами CAGED – не обязательно запоминать все номера позиций. Например, Альберт Кинг не знал, что его фирменные лики основаны на второй позиции, но определённо узнал бы форму аккорда Ре минор в этих нотах. Такой подход гораздо интуитивнее и практичнее.

Возможно, вам будет интересно попробовать расширенную версию этой идеи, выходящую за рамки прогрессии I – IV – V. Начните с первой позиции Ля-минорной пентатоники и продолжайте подниматься на кварты по Ля-минору: Ре минор, Соль минор, До минор, Фа минор, Си♭минор, Ми♭минор и так далее, пока не вернётесь к Ля минору через 12 тональностей (это называется квартовый круг – по сути это квинтовый круг наоборот). Но делайте это так, чтобы ваша рука всё время оставалась в той же части грифа. Это упражнение поможет вам развить способность плавно изменять тональности на ходу.

Распечатать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: