Гаммы и аккорды на слух

Пройденные темы:

Сейчас поговорим о том, как узнавать звучание гаммы.

Гаммы будут по настоящему полезны, только когда вы научитесь на слух определять какие ноты и аккорды относятся к определённой гамме, а какие нет. Я рекомендую вам каждый раз, когда вы работаете над гаммой, начинать с игры аккорда, под который вы вероятнее всего будете её использовать. Это нужно для того, чтобы ассоциировать гамму с правильным музыкальным контекстом. В идеале вам нужно иметь под рукой диктофон или что-то вроде того, с помощью чего вы сможете записывать маленькие «минуса» для каждой гаммы. Не нужно ничего особенного – ритмичная игра аккорда C отлично подойдёт для отработки До-мажорной гаммы.

Следующий важный момент заключается в том, что в реальной жизни ноты гаммы никогда не следуют друг за другом по порядку. Чем больше способов смешать и перестроить ноты в гамме вы найдёте, тем лучше вы будете уметь использовать эту гамму. Для начала полезно поиграть все возможные интервалы, а хорошим тестом того, насколько точно вы знаете гамму, будет пропевание каждой ноты интервала перед тем, как сыграть её. Вы обнаружите, что сложность увеличивается с увеличением интервала – звучание восходящей и нисходящей гаммы легко предсказать, но вот скачок на септиму уже гораздо сложнее! Чем больше вы слушаете различные шаблоны на базе гаммы в собственном исполнении, тем лучше ваши уши будут играть в «Угадай следующую ноту».

Ещё один хороший подход заключается в том, чтобы отказаться от боксов, которые навязывает нам традиционная аппликатура гаммы, а вместо этого играть мелодию на одной струне. Это меньше напрягает память, но заставляет уши работать усерднее. Если, например, вы будете делать это в тональности Ми, то можете использовать звучание открытой струны как ориентир; т.е. упражнение будет выглядеть примерно так:

Пример 1

 

… а если делать это не на одной струне, то так:

Пример 2

 

В Примере 1 исполняются восходящие терции, а в Примере 2 восходящие сексты. Если попробуете сыграть эти примеры по памяти, то заметите, что второй даётся сложнее. Отчасти потому что секста это менее распространённый интервал, а отчасти потому что здесь вам нужно сменять две ноты за раз.

Надеюсь, что последние два примера сподвигнут вас к придумыванию своих собственных упражнений. (Такие вещи хороши не только для тренировки слуха, но также могут сделать увереннее ваше исполнение слайдов, их часто играют на одной струне.)

Распечатать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: