Сейчас поговорим о том, как узнавать звучание гаммы.
Гаммы будут по настоящему полезны, только когда вы научитесь на слух определять какие ноты и аккорды относятся к определённой гамме, а какие нет. Я рекомендую вам каждый раз, когда вы работаете над гаммой, начинать с игры аккорда, под который вы вероятнее всего будете её использовать. Это нужно для того, чтобы ассоциировать гамму с правильным музыкальным контекстом. В идеале вам нужно иметь под рукой диктофон или что-то вроде того, с помощью чего вы сможете записывать маленькие «минуса» для каждой гаммы. Не нужно ничего особенного – ритмичная игра аккорда C отлично подойдёт для отработки До-мажорной гаммы.
Следующий важный момент заключается в том, что в реальной жизни ноты гаммы никогда не следуют друг за другом по порядку. Чем больше способов смешать и перестроить ноты в гамме вы найдёте, тем лучше вы будете уметь использовать эту гамму. Для начала полезно поиграть все возможные интервалы, а хорошим тестом того, насколько точно вы знаете гамму, будет пропевание каждой ноты интервала перед тем, как сыграть её. Вы обнаружите, что сложность увеличивается с увеличением интервала – звучание восходящей и нисходящей гаммы легко предсказать, но вот скачок на септиму уже гораздо сложнее! Чем больше вы слушаете различные шаблоны на базе гаммы в собственном исполнении, тем лучше ваши уши будут играть в «Угадай следующую ноту».
Ещё один хороший подход заключается в том, чтобы отказаться от боксов, которые навязывает нам традиционная аппликатура гаммы, а вместо этого играть мелодию на одной струне. Это меньше напрягает память, но заставляет уши работать усерднее. Если, например, вы будете делать это в тональности Ми, то можете использовать звучание открытой струны как ориентир; т.е. упражнение будет выглядеть примерно так:
Пример 1
… а если делать это не на одной струне, то так:
Пример 2
В Примере 1 исполняются восходящие терции, а в Примере 2 восходящие сексты. Если попробуете сыграть эти примеры по памяти, то заметите, что второй даётся сложнее. Отчасти потому что секста это менее распространённый интервал, а отчасти потому что здесь вам нужно сменять две ноты за раз.
Надеюсь, что последние два примера сподвигнут вас к придумыванию своих собственных упражнений. (Такие вещи хороши не только для тренировки слуха, но также могут сделать увереннее ваше исполнение слайдов, их часто играют на одной струне.)