Музыка записывается на пяти параллельных нотных линейках, вместе они называются нотным станом или нотоносцем. Ноты обозначены точками, расположенными на самих линейках или между ними, и чем выше тон ноты, тем выше она находится на нотном стане. Если тон слишком высок или слишком низок, чтобы «уместиться» на нотном стане, то к нему добавляются короткие добавочные линейки. Чтобы обозначить какие именно тона соответствуют определённым линейкам и промежуткам, в начале нотного стана находится ключ. Музыка, которая создана для инструментов с высоким звучанием, записывается со скрипичным ключом; в басовой музыке используется басовый ключ. Гитарная музыка записывается со скрипичным ключом, но с оговоркой, что ноты на самом деле звучат на октаву ниже, чем записаны (считайте, что последняя фраза просто интересная мелочь, и пока не задумывайтесь о ней особо).

Ниже приведена схема того, как некоторые ноты, извлекаемые на гитарном грифе, отображаются на нотном стане. Обратите внимание, как я сумел избежать неуклюжих добавочных линеек для самых высоких нот, записав их октавой ниже и добавив 8va над нотоносцем.

Тон

 

Теперь вам должно быть понятнее, почему гитаристы избегают играть с листа – нотный стан показывает какие ноты играть, но не содержит информации где их играть. Звук открытой первой струны, например, можно сыграть ещё и в пяти других местах на грифе, тогда как на пианино каждой ноте соответствует только одна клавиша.

Так что, игра с листа для гитаристов менее естественный процесс, чем для клавишников. Каждый раз, когда мы разбираем произведение, нам нужно определить общую тональность произведения и выбрать место на грифе, в котором все соответствующие ноты будут легко доступны.

Кстати, если вы изучаете чтение нот по книге, написанной для классической гитары, то, скорее всего, в ней рекомендуется начать обучение с открытой позиции (конец грифа, который ближе к голове), и постепенно продвигаться дальше по грифу. Для электрогитары я рекомендую начать где-нибудь между пятым и седьмым ладами. Игра в этой части грифа позволит добиться звучания больше похожего на «настоящую» электрогитару и даст наиболее широкий диапазон нот из этой позиции – то есть вы сможете двигаться как вверх, так и вниз по грифу, в отличие от позиции у головы, из которой вы можете двигаться только вверх.

В схеме, как вы заметили, я не использовал нот с диезами и бемолями. Это потому что у них «нет своего места» на нотоносце; они обозначаются дополнительными символами – случайными знаками альтерации (диез-♯ и бемоль-♭) перед символом ноты. Диез – повышает звук на полтона (на 1 такт выше), бемоль – понижает звук на полтона (на 1 такт ниже). Когда знак альтерации добавляется к определённой ноте, то он применяется и ко всем последующим таким же по высоте нотам в рамках такта. Чтобы отменить действие диеза или бемоля применяется другой знак альтерации – бекар (♮). Другие знаки альтерации, которые могут вам встретиться, это дубль-диез (𝄪 – повышает звук на тон (на 2 лада выше)) и дубль-бемоль (𝄫 – понижает звук на тон (на 2 лада ниже)). Они очень редко используются, и, вероятно, вы будете озадачены зачем они вообще нужны (поскольку, Фа с дубль-диезом звучит точно так же, как и Соль-диез). Всё это станет ясно чуть позже, в уроке о ладах, поэтому без паники. А пока, приведу несколько примеров знаков альтерации:

 

 

Как вы уже, наверное, догадались, ключ к беглому чтению нот – это знание названий всех нот на грифе. Большинство гитаристов довольно хорошо знают все ноты на струне «Ми», но их знания о других струнах довольно обрывочны. Чтобы исправить этот недостаток, можно выполнять хорошее упражнение: записывать на лист случайные ноты, а потом пытаться найти их на каждой струне. Ниже на картинке изображена схема расположения всех нот на грифе до 12-го лада.

Названия нот латинскими буквами:

C – До
D – Ре
E – Ми
F – Фа
G – Соль
A – Ля
B – Си

Нотное обозначение открытых струн на гитаре:

E (Ми) – 1-я струна (самая тонкая на гитаре)
B (Си) – 2-я струна
G (Соль) – 3-я струна
D (Ре) – 4-я струна
A (Ля) – 5-я струна
E (Ми) – 6-я струна (самая толстая на гитаре)
В табулатурах именно в таком порядке отображаются струны – сверху вниз, от самой тонкой.

Сейчас вы уже подошли к этапу, на котором сможете расшифровать ноты любого записанного музыкального фрагмента. Единственное, что я ещё не затронул, это ключевые знаки альтерации. По некоторым причинам, которые станут ясны позднее, когда мы будем поближе рассматривать лады, количество нот с диезами и бемолями в музыкальных фрагментах сильно зависит от того, в какой тональности написан этот фрагмент, например, в тональности Ре мажор вы часто будете встречать фа-диез (Фа♯), но редко фа (Фа♮). Ключевые знаки показывают, какие ноты в данной тональности всегда повышены (диезами) или понижены (бемолями), такие знаки указываются все вместе сразу после ключа, это позволяет нотной странице выглядеть более понятной. Ниже список всех ключевых знаков:

Сможете догадаться, почему я расположил ключи в таком порядке? Эта схема называется квинтовый круг, и она очень важна для музыкальной теории, поскольку в ней похожие ключи располагаются друг за другом, и рядом друг с другом. Например, тональность Соль отличается от тональности До или Ре только одним диезом.

Если, вы посмотрите на ноты, написанные в тональности Ре мажор, то увидите два знака диеза рядом с ключом. Они означают, что каждый раз, когда вы встретите ноты Фа или До в любой октаве, вы должны играть их как Фа-диез или До-диез, если только к данной ноте не приписан бекар.

Вот, практически и всё, что вам нужно знать о том, как находить ноты на грифе. Как правило, лучшим подходом будет начать с определения тональности музыки, после этого выбирайте подходящую для этого лада аппликатуру и просто передвигайтесь по нотам вверх и вниз в рамках выбранной аппликатурой модели, вместо того, чтобы пытаться найти каждую ноту отдельно. Когда вы разберёте какой-нибудь музыкальный фрагмент, то попробуйте сыграть те же самые ноты, в другой части грифа, изменив аппликатуру, это даст вам очень хороший опыт (не говоря уже о том, что избавит от соблазна «мухлевать», поскольку у вас не будет возможности свериться с табулатурой!). Если вы потратите достаточно времени, отрабатывая этот навык, то поймёте, что хорошие ноты полезнее табулатуры. Табы это просто инструкция для левой руки, тогда как ноты дают понимание сущности музыки в терминах музыкальной теории.

Распечатать
ТестыСтатус

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: