Мы рассмотрели важность понимания гамм и аккордовых звуков, которые в них таятся. Система CAGED это простой способ показать эти взаимоотношения на грифе гитары. (CAGED – англ. запертый в клетке. Читается «кейджд»). Система основывается на базовых открытых формах аккордов C, A, G, E, и D – отсюда и название!
Прежде чем мы раскроем истинный потенциал этих аккордов, нам нужно их адаптировать так, чтобы они работали в любой тональности. Так что представьте, что ваш указательный палец это каподастр и играйте аккорды выше по грифу.
Выглядит это так:
Пример 1
Некоторые из этих форм удобнее, чем другие – всем нравятся формы E и A, а вот формы типа G прижимать сложно, поэтому люди стараются их избегать. Тем не менее, очень важно знать все пять форм, чтобы пользоваться системой CAGED. Доверьтесь мне!
В Примере 1 тоника выделена, поскольку она очень важна. Даже если вы уже видели все эти формы аккордов раньше, то уделите минутку на то, чтобы убедиться, что вы знаете где находится тоника в каждой из них. Обратите внимание, что форма C делит тонику на пятой струне с формой A, форма A делит тонику на третьей струне с формой G и так далее. Таким образом, эти пять форм аккордов позволяют вам играть любой мажорный аккорд в любой части грифа. Где бы ни находилась ваша рука, вы сможете найти подходящую тонику хотя бы на одной струне. Этого будет достаточно, чтобы подсказать вам, какая форма из системы CAGED вам подходит. Например, если ваш указательный палец находится близко к тонике на третьей струне (G), можете быть уверены, что наиболее удобной для вас будет форма G. В Примере 2 указаны все возможные ноты До-мажорного трезвучия на грифе. Если вы рассмотрите каждую секцию по очереди, то поймёте, как работает система CAGED и как формы аккордов в ней связаны друг с другом.
Пример 2
Тем не менее, лучший способ познакомиться с данным подходом – это, разумеется, опробовать его самостоятельно. Попробуйте взять I, IV и V аккорды гаммы и сыграть их по всему грифу. На самом деле лучше даже попробовать это прямо сейчас, перед тем, как продолжить читать.
Пример 3
Надеюсь, ваши собственные изыскания соответствуют Примеру 3. Как минимум, теперь вы знаете как играть «La Bamba» в любом месте грифа!
Что ж, вы получили общее представление о системе CAGED. Этот же принцип применим и к другим аккордам. Минорные формы CAGED выглядят так:
Пример 4
Эти формы выглядят почти так же как мажорные, но со сдвинутой на один лад ниже терцией (формула минорного аккорда 1,♭3, 5). Тут есть ещё парочка изменений – например, вы не можете сдвинуть ноту вниз на лад на второй струне в форме G – у вас для этого не хватает пальцев – так что мы просто вообще исключаем эту струну. Тем не менее, сходств достаточно для того, чтобы сильно упростить запоминание этих и всех последующих аккордовых форм системы CAGED. Достоинства метода CAGED с точки зрения игры аккордов очевидны, но и это ещё не всё. С точки зрения соло эти формы полезны тем, что они показывают, где находятся аккордовые звуки. Таким образом, если вы наложите эти формы на аппликатуру гаммы, то это добавит мелодичности вашей аппликатуре. Всё это станет более понятно, в применении к самой распространённой гамме в словаре рок-гитары: минорной пентатонике.