Ещё одно серьёзное преимущество нот перед табами состоит в том, что ноты показывают не только высоту звука, но и ритм. Когда вы топаете ногой в такт музыке, то отмеряете основные доли, и обычно, каждые несколько долей слышна точка, в которой цельный ритмический шаблон – такт – словно завершает круг и начинается сначала. Количество долей в такте называется музыкальным размером, он указывается в самом начале нотоносца, сразу после ключа и ключевых знаков. На нотном стане есть вертикальные линии, которые называются тактовыми чертами, они разделяют музыкальный отрывок на такты.

Музыкальный размер обозначается двумя числами, одно над другим, подобно дроби. Верхнее число определяет ритмическую форму музыки, а нижнее – как записываются доли. Точнее – верхнее число это количество долей в каждом такте, а нижнее число это относительная музыкальная длительность каждой доли. Для начала давайте рассмотрим самые распространённые длительности нот. Говоря простым языком, в зависимости от того, как долго звучит нота, её нужно по-разному рисовать. Для пауз разной длительности тоже существуют разные символы. Посмотрите на пример ниже.

 

Ритм

 

За каждой нотой в этой схеме следует вполовину более короткая, а для названий нот в качестве точки отсчёта берётся длительность такта 4/4 (поскольку это самый распространённый размер в музыке).

Обычно группу из коротких нот объединяют общим ребром, так понятнее где начинается доля. Сравните примеры.

 

 

Не правда ли, с рёбрами запись более удобочитаема?

Мы описали длительности кратные двум, но иногда нужно вместить три ноты в то время, за которое обычно играется две. Для этого используется такая нотация:

 

 

Вторая половина каждого такта в этом примере иллюстрирует ритм три-завремя-двух. Конечно, музыкальные произведения обычно более сложны, чем в примере, но вы удивитесь тому, как много музыки можно описать с помощью тех длительностей, которые мы уже изучили.

Другие понятия нотной записи, с которыми вам нужно ознакомиться (пожалуйста, потерпите ещё немного, мы почти закончили) это мелизмы, залигованные ноты и ноты с точкой. Следующий пример иллюстрирует эти понятия:

 

 

  • Мелизмы. Теоретически, мелизмы вообще не имеют длительности – они играются так быстро, как это возможно, сразу переходя в полноценную ноту, которая за ними следует (на гитаре обычно, вы извлекаете мелизм медиатором или пальцем, а потом хаммером, слайдом или бендом переходите к основной ноте).
  • Залигованные ноты.
  1. Связующая лига. Чтобы сыграть ноты, объединённые связующей лигой, вы извлекаете первую ноту и оставляете её звучать всё суммарное время нот объединённых лигой. В предыдущем примере общая длительность звучащей ноты равна полутора долям. Связующая лига относится только к одинаковым по высоте нотам.
  2. Фразировочная лига. Лига, которая объединяет разные по высоте ноты называется фразировочной и встречается очень часто. Такие ноты играются связно, одной фразой, например, пуллами, хаммерами или бендами. Отличие от мелизмов в том, что каждая нота звучит свою полную длительность.
  • Нота с точкой. Нота в примере отмечена точкой после головки. Это увеличивает длительность ноты на 50%, то есть, если четвертная нота звучит в течение одной доли, то четвертная нота с точкой звучит полторы доли. Иногда после ноты можно увидеть более одной точки. Каждая из них добавляет к ноте половину того, что добавляет предыдущая, то есть две точки после четвертной ноты увеличивают её длительность на три четверти доли, три точки добавляют семь восьмых от доли, и так далее.

Ключом к умению чтения ритма с нот является способ, которым отсчитываете время. Представьте равномерный счёт «1, 2, 3, 4» на каждый такт – каждая цифра считается на долю и, соответственно, на клик метронома. Сыграйте нижеприведённый пример, считая подобным образом – звучание каждой ноты начинается под соответствующую цифру.

 

 

Если вы играете восьмые ноты, то вам нужно считать «раз-и-два-и-три-и-четыре-и…».

Числа произносим так же, как и в предыдущем примере, но добавляем «И» точно между ними. Например:

 

 

Когда начинают встречаться шестнадцатые ноты, то вам придётся заполнять промежутки между долями и нашими «И». Можно считать, например, так «раз-а-и-да-два-а-и-да-три-а-и-да-четыре-а-и-да». Читатели знакомые с математикой заметят, что этот процесс похож на фракталы – деление вдвое при уменьшении «масштаба».

 

 

Триоли можно считать «раз-и-да-два-и-да…», растягивая слова так, чтобы они равномерно заполняли доли, как на рисунке внизу.

 

 

Если длительность ноты в триоли больше восьмой, то всё равно получается практически то же самое. Посмотрите и попытайтесь разобраться в этом примере – 3 над нотами это сокращение для «эти три ноты втиснуты во время, которое обычно отводится на две такие ноты».

 

 

В каждом из вышеприведённых примеров важно держать ровный и точный счёт, он является основой и указателем для того, когда вам нужно играть ноты. Подобно тому, как в детстве вы учились читать слова, здесь, для начала, тоже проще считать вслух. Через довольно короткое время счёт станет для вас естественным, и вы научитесь чувствовать счёт не проговаривая его.

Ещё одно сходство с обучением чтению состоит в том, что когда вы изучаете музыку, вы разбираете ритм ноту за нотой, те, кто учатся читать, тоже сначала пытаются разобрать каждое слово отдельно, произнося вслух букву за буквой и повторяя эту серию звуков быстрее, пока это не начнёт звучать похоже на слово. Через некоторое время многие распространённые шаблоны станут для вас привычными, и вы сможете обрабатывать информацию большими кусками. Когда вы читаете слово яблоко, вы узнаёте образ слова, а не читаете каждую букву отдельно. Поэтому вы часто не замечаете опечаток, но можете усваивать информацию быстрее, что позволяет вам сосредоточиться на смысле написанного. То же самое и с ритмом – немного попрактиковавшись, вы сможете узнавать распространённые шаблоны ритмов, и вам не нужно будет силиться их понять или разобрать.

Итак, думаю, я охватил основные темы. Если вы посмотрите ноты/табы в этом курсе и сравните с тем, что слышите в аудиопримерах, то начнёте улавливать, как всё это устроено. Остальное – практика.

Тем не менее, не решённым остался вопрос «Важно ли уметь играть с листа?». Я считаю, что вы можете быть настолько музыкально неграмотным, насколько хотите, и всё равно узнать много полезного из этого курса, поскольку, я постарался изложить всё максимально подробно и, к тому же, в курсе есть аудиопримеры, в которых показано, как что звучит.

Тем не менее, понимание основ записи музыки открывает вам много возможностей – вы можете учиться по музыке, записанной для других инструментов (две мои самые удачные находки это Omnibook Чарли Паркера и «Сонаты и партиты для скрипки соло» И. С. Баха, обе они написаны не для гитаристов). Кроме того, вы обнаружите, что нотная запись это отличный способ объяснить свою идею людям, играющим на других инструментах, такой способ общения сэкономит вам очень много времени и нервов.

И наконец, точно так же как умение читать даёт вам несравнимо больше перспектив в поиске работы, представьте волнующий и полезный опыт чтения вашей партии прямо на концерте, даже не зная заранее аранжировки и других людей в группе. Возможно, вы иногда слышали, как кто-то говорит, что нотная грамота это уныло, бессмысленно или «не слишком рок-н-ролльно», но обычно люди которые так думают, это те, кто с нотной грамотой не знакомы. Чтение нот может очень помочь вашему развитию как гитариста, так что не позволяйте никому вам мешать.

Распечатать
ТестыСтатус

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: