В предыдущем разделе вам пришлось потрудиться, я знаю, так что давайте пока вернёмся к блюзу и немного отдохнём.
Обратимся к Ля-минорной блюзовой прогрессии, с которой вы познакомились в разделе «Минорная пентатоника». Как мы тогда узнали:
- Аккорд Ля минор (Am) состоит из нот Ля, До и Ми
- Аккорд Ре минор (Dm) состоит из нот Ре, Фа и Ля
- Аккорд Ми минор (Em) состоит из нот Ми, Соль и Си
Если взять все эти ноты и попытаться расположить их по порядку, то получится вот такая Ля-минорная гамма:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ля | Си | До | Ре | Ми | Фа | Соль |
Гамма содержит все ноты Ля-минорной пентатоники, плюс ещё две – вторая и шестая ступени. По сравнению с минорной пентатоникой здесь шире тональная палитра, кроме того, эта гамма даёт возможность попадать в любой возможный аккордовый звук прогрессии. Впрочем, с точки зрения игры блюза, лучше начать добавлять их понемногу, в качестве «рюшечек», к уже знакомым аппликатурам пентатоники. Такой подход позволит вам изучить следующие аппликатуры с меньшим трудом:
Пример 1
В Примере 1 ноты минорной пентатоники показаны как обычно – чёрно-белыми точками, а дополнительные ноты, заимствованные из аккордов, указаны треугольниками. Эта гамма называется натуральный минор, и, полагаю, вы заметили, что она состоит из тех же нот, что и До мажор, который мы уже изучили. Ага, это снова правило параллельного минора! Как До-мажорная пентатоника состоит из тех же нот, что и Ля-минорная пентатоника, так и До мажор и натуральный Ля минор объединены по тому же принципу. Тоники и аккордовые звуки у них отличаются, но аппликатуры одинаковые. Другими словами, если вам быстро нужна аппликатура Ми-бемоль натурального минора, то вы можете просто взять аппликатуру Ми-бемоль мажора, переместить её выше на три лада и постараться отыскать ноту Ми-бемоль.
Для классической последовательности аккордов I – IV – V эта гамма применима следующим образом:
- Поверх Am ноты Ля, До и Ми звучат идеально, поскольку аккорд из них и состоит, поэтому лучше всего располагать их в начале и конце фразы. Другие две пентатонические ноты – Ре и Соль – звучат немного менее устойчиво, во фразах типа «вопрос-ответ» вы, скорее всего, будете завершать вопрос на Ре, а ответ на аккордовых звуках, чтобы разрешить напряжение. У нас остались две Эолийские ноты. Фа находится всего в полутоне от идеального аккордового звука, так что при чрезмерном применении, она будет звучать фальшиво. С другой стороны, Си звучит мелодичнее – её можно использовать, чтобы добавить джазовый оттенок в типично блюзовый лик, подобное можно услышать у Гэри Мура, Карлоса Сантаны, Эрика Джонсона и многих других.
- Поверх Dm уже другая история – Фа и Ре подходят просто отлично. Си звучит всё так же джазово, но теперь к ней добавляется ещё и Ми. Ноты Соль лучше избегать…
- …но послушайте как Соль под V аккорд Em – она полностью себя реабилитирует.
Как и раньше, главное правило – вслушивайтесь в аккорд, под который играете.
Используя подобные гаммы, вы значительно расширяете свои возможности в игре блюзовых ликов, однако, играя поверх аккорда семинотную гамму, важно помнить, что в ней гораздо больше «плохих» нот, чем в скромной пентатонике, так что будьте внимательны!