Вернёмся к соло. Теоретические выкладки, которые мы до сих пор изучали, основывались на том допущении, что вы можете применить одну гамму ко всей последовательности аккордов, просто ориентируясь на разные ноты гаммы под разные аккорды. Это срабатывает удивительно часто – аккордовые прогрессии выделенные из одной гаммы звучат гарантированно «нормально», поэтому очень распространены.
Например, если вы играете под прогрессию, которая начинается с Am7 и движется к Bm7, то сложив ноты обоих аккордов можно прийти к выводу, что безопаснее всего сделать ставку на Дорийский лад в Ля. Подобным же образом, в прогрессии от Am7 к Gm7 можно использовать ноты Фригийского лада в Ля на протяжении всего произведения.
Но что будет, если вам встретится последовательность от Am7 к Cm7? Ни одна гамма не может подойти под оба эти аккорда. И, даже не обладая какими-то специальными знаниями теории музыки, вы на слух определите, что прогрессия очень неровная и неоднородная, звучит так, словно тональность меняется каждый раз, когда меняется аккорд. Если вы напишите длинную аккордовую прогрессию, в которой каждая смена аккорда будет подобна такой, то рискуете получить результат звучащий фальшиво и бесцельно. Но умеренное использование неожиданных смен аккордов может быть очень эффективным – вспомните куплет из «Light My Fire» The Doors, в нём соседствуют два минорных аккорда удалённые друг от друга на терцию (совсем как в примере, который я только что приводил!).
Подобные смены аккордов очень хорошо привлекают внимание слушателя, поэтому архиважно сыграть поверх них что-нибудь очень хорошее! Подкину вам пару идей для обдумывания:
- Безопаснее всего начать с самых очевидных нот каждого аккорда и попытаться связать их как можно более гладко. Можно конечно, взять свой любимый блюзовый бокс и просто переместить его выше на три лада, но звучать это будет неоднородно, поскольку смена аккорда разорвёт вашу мысль. Если присмотреться к тому факту, что Am7 состоит из Ля, До, Ми и Соль, а Cm7 из До, Ми-бемоль, Соль и Си-бемоль, то легко заметить, что ноты До и Соль присутствуют в обоих аккордах. Такие звуки называются родственными звуками, и если вы сделаете на них ударение во время смены аккорда, то добавите целостности в своё соло. В таком же духе, когда вы играете Ми поверх Am7, то, после смены на Cm7, спуск на полтона до Ми-бемоль будет звучать более плавно, чем если проходить весь путь вверх до Соль только для того, чтобы не нарушить аппликатуру! Экспериментируя подобным образом, вы сможете найти ещё несколько мелодичных способов ловко и эффективно связать прогрессию. Можно играть отдельные вещи под Am, а потом отдельные вещи под Cm, а можно начать лик под один аккорд и закончить на другом. Оба подхода теоретически верны, но, думаю, вы согласитесь, что второй вариант звучит гораздо изящнее.
- Развивая эту идею, можете попробовать «нетерпеливый» подход, нужно играть пару нот поверх следующего аккорда ещё до того, как он фактически начнётся. Это одна из вариаций темы напряжение-разрешение; эффект состоит в том, что сначала кажется, что вы играете фальшивые ноты, но потом приходит другой аккорд и оправдывает всё сыгранное!
Как и все другие хорошие идеи, эта сработает, только если у вас есть вкус и выдержка. Если вы начнёте «предвещать» аккорд за несколько тактов до его появления, то будете звучать фальшиво, однако, если использовать эту идею изящнее, то она сделает ваши соло более волнующими. Если хотите послушать гитариста который очень хорошо знает, как и где использовать этот приём, то послушайте Ларри Карлтона (впрочем, его в любом случае стоит послушать!).