Натуральные лады

В предыдущем уроке мы выяснили, что если в мажорной гамме принять шестую ноту за тонику, то получается гамма натурального минора. Из этого следует, что в обеих гаммах одинаковый набор аккордов, т.е. из обеих гамм выводятся такие аккорды: Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7 и Bm7♭5. Единственное различие в том, что ноты будут действовать как До-мажорная гамма, если песня в тональности До или как гамма натурального Ля минора, если песня в тональности Ля минор.

Но на самом деле, любую из семи нот мажорной гаммы можно принимать как тонику, что приводит нас к более пугающей теме натуральных ладов. Я встречал много гитаристов, которые споткнулись на понимании концепции ладов, но, на самом деле, ничего особо сложного здесь нет.

Здесь невозможен точный перевод. Термины пришли в русский и английский язык разными путями, и полного русского аналога словосочетания «musical modes» в русском языке не существует, равно как и в английском языке нет точного аналога русского слова «лад». Урок называется «Modes», в английском языке под этим словом чаще всего, и в этом курсе в частности, понимаются семь диатонических звукорядов, которые в русском языке называются «натуральные лады». Для более полного понимания текста важно знать, что «modes» может означать также лад вообще или «модальность» т.е. один из принципов лада. Кроме того, разумеется, не нужно путать лад в смысле «выпуклая полоска на грифе» и лад в смысле «понятие учения о гармонии».

Посмотрите на это с такой стороны: вы уже знаете, что можно получить гамму натурального минора любой тональности, если взять соответствующую мажорную гамму, переместить её на три лада выше и принять шестую ноту как тонику. Всё что вам нужно сделать теперь – это узнать что получится, если брать за тонику другие ноты. Мажорная гамма звучит весело, натуральный минор звучит грустно, остальные лады так же имеют своё настроение.

Без труда можно увидеть, что Ионийский лад это самая обычная До-мажорная гамма, а Эолийский лад – это натуральный минор, так что нам для изучения остаётся ещё пять ладов. Чтобы понять, как эти лады можно использовать, посмотрите на их формулы относительно мажорной гаммы:

Ионийский (maj7): 1        2        3        4        5        6        7
Дорийский (m7): 1        2    ♭3        4        5        6     ♭7
Фригийский (m7): 1    ♭2    ♭3        4        5     ♭6     ♭7
Лидийский (maj7): 1        2        3      ♯4        5        6         7
Миксолидийский (7): 1        2        3        4        5        6     ♭7
Эолийский (m7): 1        2    ♭3        4        5     ♭6     ♭7
Локрийский (m7♭5): 1    ♭2     ♭3        4    ♭5     ♭6     ♭7

Если присмотритесь к первой, третьей, пятой и седьмой ступеням каждого лада, то поймёте почему я указал септаккорды в скобках. В основе каждого лада лежат четыре аккордовых звука, которые вы уже знаете, плюс ещё три ноты. Чтобы полностью разобраться в каждом ладе, вашим ушам нужно выучить только звучание этих дополнительных нот, поскольку (я надеюсь) звуки соответствующих септаккордов вам уже хорошо знакомы. Можно подойти с другой стороны, Дорийский, Фригийский и Эолийский это минорные лады, а вторая, четвёртая и шестая ступени придают каждому из них особенный оттенок, так что хоть они все и звучат грустно, но немного по-разному.

В Примере 2 показаны несколько аппликатур для этих трёх минорных ладов. Возможно вы заметили, что эти лады совпадают не только первой, третьей, пятой и седьмой ступенью, но и четвёртой, так что, на самом деле, особенность каждого лада зависит только от того, какую ноту вы играете в качестве второй и шестой ступеней. Эти ноты я выделил треугольниками. Если все треугольники убрать, то останется старая добрая минорная пентатоника.

Такой подход не только уменьшает количество информации для изучения, но и позволяет вам контролировать то, насколько «модально» звучит ваш лик. Например, если вы хотите, чтобы поверх минорного аккорда хорошо выделялся Дорийский лад, то можно добавить побольше вторых и шестых ступеней в блюзовый лик; если же вы считаете, что результат получился слишком замудрённым, то ситуацию можно исправить, убавив количество «оттеняющих» нот и сделав упор на ноты пентатоники.

Кстати, я описывал настроение Ионийского и Эолийского ладов как весёлое и грустное, но возможно, вам проще будет думать о ладах как о более светлых или менее светлых.Чем больше в формуле нот с бемолями, тем темнее звучит лад. Можно ранжировать лады по этому принципу от светлого к тёмному:

  • Лидийский (один диез)
  • Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей)
  • Миксолидийский (один бемоль)
  • Дорийский (два бемоля)
  • Эолийский (три бемоля)
  • Фригийский (четыре бемоля)
  • Локрийский (пять бемолей)

Лично я считаю, что когда используешь светлые лады, то можно сильнее акцентировать «дополнительные» ноты – обычно они находятся на почтительном расстоянии от аккордовых звуков, так что опасность попасть в «плохую» ноту меньше.

Пример 1

Натуральные лады

 

Аудио всех примеров в этом уроке записаны в тональности Соль.

Пример 2

 

 

 

Пример 3

 

 

 

Если вы сыграете три минорных лада поверх минорсептаккорда то заметите, что Дорийский лад звучит довольно весело для минора – приджазовано и, может даже, с намёком на Сантану. С другой стороны, Эолийский больше напоминает хеви-метал – так сказать, ближе к Iron Maiden, чем к Майлзу Дэйвису. Фригийский звучит угрожающе тёмным – некоторые считают, что он звучит по-испански, другие слышат здесь потенциал для треш-метал риффов, всё из-за дьявольского диссонанса между тоникой и малой секундой (я считаю, что вторая ступень это самая характерная для Фригийского лада нота, а шестая ступень это квинтэссенция Дорийского лада). Эолийский же лад характерен тем, что в нём этих нот нет – мне он слышится как нейтральный минор, самый обычный из этих трёх ладов.

Если захотите рассмотреть мажорные лады таким же способом, то лучше начать с основы – мажорной пентатоники. Как вы помните, она состоит из первой, второй, третьей, пятой и шестой ступеней, так что всё интересное находится в четвёртой и седьмой ступенях. Пример 3 иллюстрирует мою мысль.

Как и с минорными ладами, я расположил мажорные лады по их яркости. Сыграйте их поверх стандартного мажорного трезвучия. Думаю, вы согласитесь, что Лидийский лад звучит мечтательно, задумчиво по-Ваевски – это и понятно, большинство альбомов Стива Вая, в той или иной мере, содержат импровизации на основе расширенного Лидийского лада в Ми. В качестве другого примера можно вспомнить «Flying In A Blue Dream» Джо Сатриани, или, конечно же, куплет из блистательной «Every Little Thing She Does Is Magic» исполняемой The Police.

Ионийский лад в представлении не нуждается, мы каждый год слышим его в виде «Happy Birthday», «Good King Wenceslas» и других всеми любимых песен. Звучание очень бодрое, почти детское, нет ни следа мечтательности Лидийского лада.

Миксолидийский напоминает о риффах типа «Oh Pretty Woman» или «I Feel Fine». А ещё он единственный из ладов мажорной гаммы, который ложится на доминантсептаккорд, так что вы инстинктивно будете переходить к нему, играя под доминантсептаккорды. Подобно тому как Эолийский самый обычный среди минорных ладов, среди мажорных самым обычным можно назвать Ионийский.

Остался один лад, который мы пока не рассмотрели – Локрийский. Только он ложится на полууменьшённые септаккорды (m7♭5), которые звучат так напряжённо, что обычно в аккордовых прогрессиях они используются как промежуточные, а не основные. Вы можете определить аппликатуру Локрийского лада, если возьмёте аппликатуру мажорной гаммы, передвинете её на лад выше и примете седьмую ступень за тонику. Сравните Пример 4 с Ионийскими аппликатурами в Примере 3:

Пример 4

 

Бе-е-е! Этот лад никто не любит! Тем не менее, не стоит утверждать, что его не нужно использовать. Возьмём, к примеру, такую последовательность аккордов:

Bm7♭5 – Em7 – Am7

Поверх всех трёх аккордов можно использовать Эолийский лад в Ля, хотя технически ноты этого звукоряда под разные аккорды будут разными ладами: Локрийским в Си, Фригийским в Ми и Эолийским в Ля. Обратите внимание, как хорошо звучат ноты Локрийского лада поверх Bm7♭5 в этом контексте. Но запомните, если вы попытаетесь джемовать под этот аккорд 64 такта подряд, то вряд ли у вас выйдет что-то путное!

По поводу ладов меня часто спрашивают: «Как узнать какой лад использовать?». Позвольте ответить двумя примерами:

  • Предположим, вы играете поверх аккорда Am. В этом случае можно использовать любой из минорных ладов, не боясь противоречия с аккордовыми звуками – попробуйте Дорийский, если хотите добавить джазовости; Фригийский, если  хотите задумчивости и этничности; или Эолийский, если вы не уверены чего хотите. В некоторых книгах говорится, что можно смешивать разные лады поверх одного аккорда, формально так и есть (в качестве примера послушайте «Shut Up And Play Yer Guitar» Фрэнка Заппы), но пока вы знакомитесь со звучанием каждого лада, лучше использовать только один за раз, иначе вы можете звучать так, словно не понимаете что делаете.
  • Если вы джемуете поверх Am7-Bm7, то вы должны использовать Дорийский лад. Это можно обосновать, совместив ноты этих двух аккордов и рассмотрев их с точки зрения Ля минора. От Am7 у нас ноты Ля, До, Ми и Соль (1, ♭3, 5, ♭7), а от Bm7 Си, Ре, Фа♯ и Ля (2, 4, 6 и 1, с точки зрения Ля). Как видите, получается характерная формула Дорийского лада…

Если же последовательность аккордов проходит от Am7 до Bm7♭5, то вместо Фа♯ мы получаем Фа. С точки зрения Ля это малая секста (♭6), так что Эолийский лад напрашивается сам собой.

С последовательностью Am7-B♭maj7 нужно использовать Фригийский лад в Ля, поскольку Си♭, относительно Ля, это малая секунда (♭2) – Фригийский лад единственный из минорных ладов, в котором есть малая секунда.

Лады можно рассматривать как параллельные или как производные. До сих пор я объяснял лады с точки зрения параллели, определяя Миксолидийский лад в Соль, как гамму Соль мажор с пониженной седьмой ступенью. С точки зрения подхода производных тональностей, Миксолидийский лад в Соль это До-мажорная гамма, начинающаяся с пятой ступени. Оба этих подхода имеют свои плюсы и минусы, например:

  • Конечно же, параллельный подход требует от вас знания разных аппликатур в каждом ладе, но когда вы их изучите, то в итоге у вас будет более глубокое понимание того, как хорошо та или иная нота подходит под конкретный аккорд.
  • В свою очередь, производный подход является причиной 90% всех проблем, которые испытывают изучающие лады гитаристы. Я видел учеников, которые часами отрабатывали под метроном Ионийский в До, потом Дорийский в Ре, Фригийский в Ми, Лидийский в Фа и так далее. В конце концов, из-за того что они столько раз слышали одни и те же ноты, у них в голове всё смешивалось в кашу, и все различия между ладами размывались.

С практической точки зрения, производный подход более грубый и неинтуитивный, чем параллельный. Если вам нужно быстро найти Миксолидийский лад в Ля-бемоль, то будет лучше заранее знать аппликатуру Миксолидийского лада и просто передвинуть её на то место грифа, где тоника совпадает с Ля-бемоль. Используя производный подход, вам придётся произвести целое детективное расследование: «Миксолидийский лад пятый по счёту в мажорной гамме, а пятая нота в мажорной гамме это чистая квинта от тоники. Чистая квинта это пять ладов на грифе. Так что нужно отсчитывать пять ладов от Ля-бемоля и начать играть мажорную гамму с… блин… Ре-бемоль». Пока вы будете так рассуждать, аккорд A♭давным-давно отзвучит!

С другой стороны, у параллельного подхода есть свои недостатки. Когда мы рассматривали последовательности аккордов для минорных ладов, то брали ноты из аккордов и смотрели как они соотносятся с тональностью песни. Но вместо этого можно попробовать взглянуть на прогрессию как на выборку из гармонизации мажорной гаммы. Надеюсь, вам уже хорошо знакомо звучание следующей серии трезвучий и септаккордов:

Imaj iimin iiimin IVmaj Vmaj vimin viidim Imaj
(+Т) (+Т) (+П) (+Т) (+Т) (+Т) (+П)

 

Imaj7 iim7 iiim7 IVmaj7 V7 vim7 viim7♭5 Imaj7
(+Т) (+Т) (+П) (+Т) (+Т) (+Т) (+П)

 

Таким образом, если вам повстречается прогрессия, в которой все аккорды звучат как часть одной гаммы, а тонический аккорд это доминантсептаккорд, то вы уже будете знать, что оригинальная мажорная гамма начинается на семь ладов ниже. Подобным же образом можно определить оригинальную гамму, когда вы встречаете два мажорных аккорда на расстоянии тона друг от друга или два минорных на том же расстоянии и так далее. Сможете ли вы определить лад для следующих прогрессий, не читая ответ ниже?

  • A – D – E – A
  • Am7 – D7
  • Am – C – B♭– Am
  • A – B
  • A – G
  • Am – Dm – Em – Am
  • Am7♭5 – B♭maj7

Надеюсь, вы пришли к правильному выводу – последовательности аккордов вверху соответствуют семи натуральным ладам по порядку: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский и Локрийский, все в тональности Ля. Возможно, вы посчитаете такой способ скучным и немузыкальным, но в итоге вы научитесь определять лад интуитивно, когда поймёте к чему прислушиваться. А пока эти прогрессии, как минимум, можно использовать, чтобы практиковать соответствующие лады.

Если вы считаете производный подход полезным, то наверняка вам пригодится такое резюме оригинальных гамм для каждого натурального лада:

  • Дорийский происходит из мажорной гаммы, начинаясь на тон ниже.
  • Фригийский происходит из мажорной гаммы, начинаясь на два тона ниже.
  • Лидийский происходит из мажорной гаммы, начинаясь на два с половиной тона ниже.
  • Миксолидийский происходит из мажорной гаммы, начинаясь на два с половиной тона выше.
  • Эолийский происходит из мажорной гаммы, начинаясь на полтора тона выше.
  • Локрийский происходит из мажорной гаммы, начинаясь на половину тона выше.

Какой бы подход к ладам вы не выбрали, важнее всего просто играть их. Остальное само придёт.

Распечатать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: