Как подходить к теории

Многие гитаристы всячески стараются избегать знакомства с музыкальной теорией. Может быть из-за сухого и равнодушного её изложения во многих книгах (и, разумеется, многими учителями) или, может быть, просто потому что мы более ленивы, чем другие музыканты! Неважно какова причина, но я хочу сделать несколько важных комментариев относительно теории.

Знание основных понятий музыкальной теории позволит вам более легко и однозначно общаться и обмениваться идеями с другими музыкантами и гитаристами, что может склонить вас к участию в концертах и выступлениях. С другой стороны, это знание может сделать вас более самостоятельным, поскольку даёт вам возможность решать многие музыкальные проблемы логически, как только они появляются, вместо того, чтобы оставлять их на «гитарный-урок-в-конце-месяца».

В перспективе понимание того, как устроены лады и аккорды, сэкономит вам кучу времени. Например, допустим, что вы подбираете гармоничную гитарную партию к новой песне. Вы можете извлекать разные ноты наугад, пока не найдёте подходящие или вы можете определить лад, который соответствует гармонии песни, и с первого раза получить то, что будет звучать хорошо. Другой пример, скажем, вы только что подобрали новый лик с аудиозаписи – если вы немного знаете теорию, то она поможет вам понять, почему этот лик в данной песне хорошо звучит, не говоря уже о том, что даст понимание того, где ещё вы сможете применять эту идею.

Порой я встречаю людей, которые утверждают, что у них есть свой естественный стиль, который они сами выработали. Они не хотят учиться «правильно», потому что это убьёт их стиль и сделает их звучание таким же, как у всех остальных.

Истоки подобной философии находятся где-то в коровьем кишечнике. Понимание того, что ты делаешь – это всегда правильно, неважно гитарист ты или нейрохирург. Например, Стив Вай (нравится он вам или нет), «несмотря на то» что знает кучу аккордов и играет «с листа», создал один из самых инновационных стилей, который не похож ни на один другой в истории рок-гитары.

Если вы знаете основные правила, то это ваш выбор использовать их или нет в какой-то момент. Понимание того что именно вы делаете – это не жуткое проклятье высасывающее жизнь и естественность из вашей игры; опять же, понимание новых элементов музыки в конечном счёте отложится в вашем подсознании, и вы обнаружите что используете эти вещи на уровне инстинктов, точно так же, как и всё то, что изучали до этого. Короче говоря, есть такое выражение: «изучить, чтобы забыть».

Подходит и другое выражение: «Вам нужно знать правила, чтобы нарушать их». Тоже хорошая точка зрения – все музыканты «перевернувшие» музыку в своё время, от Баха до Чарли Паркера, получали особое удовольствие, нарушая правила. Они сделали музыку гораздо богаче, но нужно понять, что эти ребята никогда не сделали бы этих изменений, если бы сначала не изучили признанную теорию.

«А что насчёт самоучек вроде Джими Хендрикса и Эдди Ван Халена?» – слышу я ваше восклицание. Я допускаю, что они не смогли бы объяснить, что они делают в терминах музыкальной теории, но у них была твёрдая основа из стилей их предшественников, и эта основа состояла из набора правил, которые уже можно было нарушать.

Здесь есть ещё один момент: вышеупомянутые гитаристы-самоучки были от природы одарены невероятно хорошим музыкальным слухом. Люди с хорошими от рождения музыкальными способностями могут развить хорошее понимание теории, основываясь только на том, как звучат разные вещи. В самом деле, многие гитаристы, обучавшиеся по слуху, инстинктивно применяют Миксолидийский лад, когда слышат доминантный аккорд, даже не понимая, что значат все эти слова. Теория помогает менее одарённым людям развить у себя подобные музыкальные «инстинкты». В принципе, даже если у вас идеальный слух, подумайте над тем, что изучение своего инструмента – это постоянный и бесконечный процесс, всегда есть чему ещё научиться, а для вас изучение будет гораздо более быстрым, поскольку вы уже имеете представление, как всё это звучит на деле!

Самое важное, что я хотел бы отметить – это то, что теория является средством достижения цели, но не самоцелью. Я согласен, что слушать, как какой-то гитарист по десять часов в день отрабатывает гаммы и ничего другого не умеет, это очень грустно, и это хороший пример того, как люди упускают главное в теории, а поэтому и не умеют применять её. Виновата ли в этом сама теория? Я думаю, нет!

Распечатать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: