Гаммы и аккорды

Предлагаю начать с рассмотрения самой важной гаммы в теории музыки: мажорной гаммы. Она начинается с тоники, ноты которая называется так же, как тональность самой гаммы (например, тоникой До-мажорной гаммы будет нота До). Остальные ноты гаммы образуются чередованием полутонов (расстояние между двумя соседними ладами на грифе) и тонов (два полутона) по определённому шаблону в восходящем порядке от тоники. В примере ниже записана До-мажорная гамма в музыкальной нотации.

Пример 1

Гаммы и аккорды

 

Как видите, гамма следует шаблону «Т(он) Т П(олутон) Т Т Т П», а потом повторяет его. Расстояние между двумя ближайшими До называется октавой. Поскольку Пример 1 охватывает два таких промежутка, то в итоге получается двухоктавная До-мажорная гамма. Теоретически вы можете продолжить пример в любом направлении так далеко, как хотите, но всё равно должны использовать только До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Таким образом, вся существенная информация о гамме находится уже в первой октаве , а для теоретических нужд ноты в октаве пронумерованы от 1 до 7. Как вы заметили, в До-мажорной гамме нет ни диезов, ни бемолей, однако если мы построим гамму от ноты Фа♯, то получится совсем другая история.

Пример 2

 

Теперь-то их предостаточно! Эта гамма, как и До-мажорная, начинается с тоники и продолжается по шаблону Т Т П Т Т Т П. Повторюсь, что каждая ступень этой гаммы пронумерована последовательно от 1 до 7. Если вы сравните два нотоносца, то согласитесь, что второй выглядит гораздо опрятнее. Учитывая, что гамма в другой тональности звучит похоже на Пример 1, и, конечно же, воспринимается почти так же (аппликатура просто переносится на шесть ладов вниз), становится понятно, чем хороши ключевые знаки – они подчёркивают сходство и упрощают чтение гамм. Если вам нужно играть с листа что-нибудь в тональности Фа♯, то вы можете просто выбрать соответствующую гамме аппликатуру и довериться ей в правильной расстановке диезов.

Когда вы перечисляете ноты в мажорной гамме, то, с точки зрения строгой теории, лучше использовать каждое название только один раз, этим объясняется наличие странной ноты Ми♯. Обычно эту ноту называют Фа, но в данном случае это название уже занято для Фа♯, так что мы здесь используем Ми♯.

Такой подход к названию нот также делает понятнее интервалы (расстояния между нотами). Говоря более конкретно, в мажорной  гамме можно выделить следующие интервалы между ступенями:

  • Расстояние между 1 ступенью и 2 ступенью это большая секунда (два полутона)
  • Расстояние между 1 и 3 ступенями это большая терция (четыре полутона)
  • Расстояние между 1 и 4 это чистая кварта (пять полутонов)
  • Расстояние между 1 и 5 это чистая квинта (семь полутонов)
  • Расстояние между 1 и 6 это большая секста (девять полутонов)
  • Расстояние между 1 и 7 это  большая септима (одиннадцать полутонов)

Точно так же, как вы можете изменить большой интервал на малый, сократив его на полутон, вы можете изменить чистый интервал на увеличенный, добавив полутон, или на уменьшённый, убрав полутон. Следовательно, остальные интервалы в пределах октавы можно определить так:

  • Расстояние между 1 и ♭2 это малая секунда (один полутон)
  • Расстояние между 1 и ♭3 это малая терция  (три полутона)
  • Расстояние между 1 и ♯4 /♭5 это увеличенная кварта / уменьшённая квинта (шесть полутонов)
  • Расстояние между 1 и ♯5 /♭6 это увеличенная квинта / малая секста (восемь полутонов)
  • Расстояние между 1 и ♭7 это малая септима (десять полутонов)

Может показаться, что последние несколько интервалов не имеют отношения к мажорной гамме, но не забывайте, что это справедливо только если мы рассматриваем интервалы от тоники. Расстояние между 3 и 4 или 7 и 8 ступенями, например, описывается как малая секунда.

(Уменьшённая квинта, кстати, имеет и другие названия. Иногда её называют тритон – почему становится понятно, если посчитать сколько тонов в шести полутонах. Другое название Diablos in musicia – означает «Дьявол в музыке». Это название выдумала церковь много веков назад, посчитали, что этот интервал величиной ровно в половину октавы, звучит менее благочестиво, чем интервал в треть октавы, т.е. большая терция. Вроде бы, это как-то связано со Святой Троицей. Вообще, если вы будете играть тритон, то он действительно может принести вам кучу проблем, считалось, что с его помощью можно вызвать Сатану – послушайте как звучит этот диссонанс и сможете понять точку зрения церкви! Совпадение это или нет, но в современной музыке есть направление, которое опирается на уменьшенную квинту – это Дэт-метал. Выводы делайте сами…)

Как бы то ни было, музыкальная нотация должна точно отображать количество тонов между любыми двумя нотами, чтобы интервалы можно было легко определить.

Часто гаммы неверно воспринимают, думая, что это всего лишь упражнения на технику. На самом деле гаммы это нечто большее; это набор нот, который хорошо ложится на какой-нибудь аккорд или серию аккордов. Можно играть эти ноты в любом порядке, можно комбинировать их, создавая гармонические линии или аккорды.

Давайте рассмотрим создание аккордов с помощью До-мажорной гаммы. Основная разновидность аккорда в музыкальной теории называется трезвучие и, как ясно из названия, состоит из трёх разных нот. Трезвучия составляют из первой, третьей и пятой нот лада. Ниже приведены  примеры До-мажорных трезвучий:

Пример 3

 

В Примере 3a показано базовое трезвучие, а в Примерах 3b-3d показано что получится, если каждую ноту по очереди поднять на октаву. Такие аккорды называют обращениями аккорда, и, как видно, когда мы добираемся до Примера 3d, то возвращаемся к изначальному аккорду, но на октаву выше. В Примере 3e изображены два распространённых гитарных звучания До-мажорного аккорда – не смотря на то, что используются все шесть струн, в основе их лежат всё те же три основные ноты – до, ми, соль (1-я, 3-я, 5-я ступени).

Пример выше иллюстрирует мажорные трезвучия, но мы можем превратить их в другой тип трезвучий, изменив некоторые ноты. Взгляните на следующий пример (формула внизу каждого аккорда выводится из сравнения составляющих аккорд нот с нотами мажорного трезвучия).

Пример 4

 

Самые распространённые трезвучия, это, несомненно, мажорные и минорные, поскольку они производят самое устойчивое звучание. Звучание мажорных аккордов обычно воспринимается как весёлое, а минорных – грустное.

Из этого можно сделать вывод, что настроение аккорда определяется третьей ступенью гаммы, так что в аккордах sus2 и sus4 настроение будет очерчено неясно. Эти аккорды находятся посередине между весёлым/грустным звучанием, поскольку вообще не содержат третьей ступени. В результате в их звучании чувствуется напряжение – если вы сыграете аккорд sus4, а после него мажорное или минорное трезвучие, то услышите, как это напряжение разрешится. Вспомните вступление к «Pinball Wizard» Пита Таунсенда.

Уменьшённые и увеличенные трезвучия звучат попросту странно. Нельзя сказать, что они неприменимы, но если вы пишете песню, то начинать её с 16 тактов аккорда Caug (увеличенный До) это плохой план! Такие трезвучия лучше всего использовать понемногу, зажимая их между двумя аккордами с устойчивым звучанием.

В Примере 5 представлена гармонизация До-мажорной гаммы в диатонических трезвучиях. Мы начинаем с До-мажорного трезвучия, с которым мы уже сталкивались в Примере 3, и перемещаем каждую его ноту выше до следующей ноты мажорной гаммы. Повторяя этот процесс, мы получаем, группу из семи разных аккордов, которые состоят из До-мажорной гаммы.

Пример 5

 

В примере выше представлен набор мажорных, минорных и уменьшённых трезвучий, построенный на основе интервалов гаммы. Этот шаблон остаётся неизменным для любой мажорной гаммы, так что можно вывести общую для любой тональности формулу:

I  ii(m)  iii(m)  IV  V  vi(m)  vii(dim)

Мы просто заменили буквенные названия римскими цифрами (заглавные для мажорных аккордов, маленькие для минорных и уменьшённого). В классической музыке аккорды I, IV и V (мажорные) иногда называют главными аккордами; ii, iii, vi (минорные) и vii (уменьшённый) побочными аккордами.

Эту систему иногда называют «Нашвиллская номерная система» в честь города Нашвилл, который всемирно известен своей звукозаписывающей индустрией в области кантри. Давным-давно, профессиональным гитаристам, работающим в этой сфере, часто приходилось менять тональность песен (наверное, для того, чтобы упростить жизнь вокалисту), они придумали отличное решение – использовать для записи последовательностей аккордов римские цифры, таким образом, запись подходила для любой тональности. Во время джемов вы можете иногда увидеть, как музыкант показывает своим товарищам, например, четыре пальца, что означает «теперь переходим на IV аккорд». Это гораздо удобнее, чем пытаться перекричать барабанщика, который вошёл в раж! Вот таблица того, как выглядит эта система в разных тональностях:

В этой таблице я следовал квинтовому кругу, о котором рассказывал в предыдущем уроке. (Как вы, без сомнения, заметили тональности G♭ и F♯, несмотря на разные названия, звучат одинаково. Можно сказать более изыскано, что G♭ и F♯ энгармонически равные, но нужно признать, что фраза «звучат одинаково» значит абсолютно тоже самое!)

В какой бы тональности вы не играли, аккорды полученные гармонизацией соответствующей гаммы, будут хорошо сочетаться. Вот вам несколько классических аккордовых последовательностей, которые постоянно используются в популярной музыке:

I – IV – V (типичная последовательность для блюза/рока типа «Summertime Blues» или «Wild Thing»)

ii –V – I (распространённый в джазе шаблон – вспомните начало «Autumn Leaves» или «I’ve Got You Under My Skin»)

I – vi – ii – V (на ум приходят «Summer Holiday» и «Blue Moon»)

I – ii – iii – IV – V («Like A Rolling Stone» хороший пример того, как банальная аккордовая прогрессия вдруг может звучать очень эффектно)

Почему бы вам не взять несколько диатонических трезвучий из какой-нибудь гаммы и написать свою аккордовую последовательность? Вы можете записать аккорды в виде Нашвиллских номеров, а потом транспонировать последовательность в разные тональности. Можно даже поэксперементировать, добавляя «не диатонические» аккорды, чтобы создать фактор внезапности. (как насчёт запихнуть biim [бемоль второй минор] аккорд, типа D♭m в тональность До?) Например, следуя формуле типа «три правильных аккорда, один неправильный» можно получить рифф в стиле Nirvana.

С какой бы стороны вы не подошли к данному вопросу, вся эта система принесёт вам гораздо больше пользы, если вы будете использовать её на практике – так что экспериментируйте!

Распечатать
ТестыСтатус

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: