В этом уроке много домашних заданий! В следующих примерах представлены несколько аппликатур арпеджио для разных типов, изученных нами аккордов. В сущности, это перечисление всех возможных аккордовых звуков в разных частях грифа. Формы аккордов системы CAGED это избранные из аккордовых звуков, но теперь мы собираемся использовать ноты в мелодическом контексте – т.е. по одной ноте за раз – так что вам не нужно постоянно прижимать всю форму аккорда, теряя тем самым какие-то звуки.
Где бы ни находилась ваша рука, в паре ладов от неё есть аппликатура арпеджио для любого трезвучия или септаккорда, которую вы можете использовать. Так что совсем не лишним будет тратить каждый день несколько минут на знакомство с этими аппликатурами (имейте в виду, что для того, чтобы получить от аппликатур хоть какую-то пользу, вам надо хорошо знать, где в них находятся тоники).
Важно: Вы можете не согласиться с некоторыми представленными здесь аппликатурами. Возможно, вы уже знаете какие-нибудь похожие варианты этих аппликатур (например, вы можете предпочесть играть вторую ноту из первой аппликатуры мажорного трезвучия на шестой струне, через четыре лада от тоники, или воспроизвести эту ноту ещё и на первой струне, чтобы расширить диапазон). Это нормально – я не обижусь! 😉 Попытка найти альтернативные аппликатуры может только улучшить ваше знание грифа, а любая аппликатура является «правильной», если ваша рука находится в одной части грифа и все пальцы используются эффективно. Если вы менее педантичны, тоже не стоит волноваться – я убедился на своём опыте, что аппликатуры из Примеров 5–10 прекрасно работают, а если вы только начинаете играть арпеджио, то они будут для вас хорошей отправной точкой.
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Пример 5: Мажорные арпеджио
Пример 6: Минорные арпеджио
Пример 7: Мажор-септ арпеджио
Пример 8: Минор-септ арпеджио
Пример 9: Доминантсепт арпеджио
Пример 10: Min7♭5 арпеджио
Итак, как же можно использовать эти аппликатуры в реальной жизни? Лично я считаю, что они естественным образом будут просачиваться в вашу музыку, по мере того, как вы будете лучше узнавать их. Вы начнёте интуитивно понимать, где находятся ноты арпеджио в аппликатуре любой гаммы, и какие из них лучше подходят к ситуации, что придаст вам уверенности в импровизации. Кроме того, эти аппликатуры могут выручить вас из беды, если вы вдруг столкнётесь с неудобной сменой аккордов. С такой ситуацией можно справиться если представить себе доступные в данный момент формы CAGED для каждого аккорда, выстроить их на основе арпеджио и, в итоге (когда придёт время!), заполнить пробелы. Отрабатывая такой подход к аккордам, вы изучаете всю нужную информацию в практичном порядке – сначала самые важные ноты, а потом декоративные.
Короче говоря, доверьтесь мне – эти аппликатуры полезная вещь, так что не надо их пропускать.